Лондонская Национальная галерея
Зал 14 http://www.nationalgallery.org.uk/visiting/floorplans/level-2/room-14
Марфа Всеволодовна Замкова
http://bibliotekar.ru/
Зал 14 http://www.nationalgallery.org.uk/visiting/floorplans/level-2/room-14
Поклонение
волхвов
Самым крупным нидерландским художником середины XVI века
был Питер Брейгель Старший
(Р-1569), прозванный Мужицким за
свое крестьянское происхождение.
Надо сказать, что исследователи весьма расходятся, называя
дату рождения Брейгеля: для одних это 1520-1521 годы, для других - 1528-1530.
Однако все при этом согласны в одном: местом рождения художника была
деревушка Бреда в Северном Брабанте. Где и у кого учился художник, "неизвестно.
Мы знаем только, что в 1551 году он приехал в Антверпен, где вступил в
гильдию Святого Луки. Затем он предпринял большое путешествие по Италии,
побывал в Неаполе, на Сицилии, а в 1553 году и в Риме, о чем остались
документальные записи. Все, что художник видел в Италии, он заносил в альбом,
до нас дошли отдельные листы графического дневника.
После женитьбы в 1563 году на Мейкен Кук, дочери Питера
Кука ван Альста, Брейгель переехал в Брюссель. Но уже в 1564 году художник
оказался в водовороте борьбы, которую Нидерланды вели за свою независимость
от власти Испании. Испанцы огнем и мечом пытались сломить сопротивление.
Именно в это время, в 1564 году, Питер Брейгель подписал и датировал свою
картину Поклонение волхвов.
Найти художественные средства для изображения того, что
происходило на его родине, помогли художнику фантастические полотна Иеронима
Босха. В Поклонении волхвов художник в иносказательной форме показал, что
рождение ребенка не вызывает радости, если в мире царят война и смерть
композиционным центром картины, полностью заполненной людьми, служит
печальная фигура Девы Марии с Младенцем на коленях. Она закутана в голубой
плащ, и ее лица почти не видно. Ее фигура, написанная в холодных тонах,
контрастирует с окружением, решенным в теплых тонах, и потому невольно
притягивает к себе внимание зрителя. За ее спиной светлым силуэтом
возвышается фигура Иосифа, внимательно слушающего нашептывание случайного
прохожего.
Перед Марией - трое волхвов. Двое, коленопреклоненные,
протягивают Младенцу-Христу свои дары. Выражения их старческих лиц похожи на
гримасы. По левую сторону от Мадонны Валтасар. Его темное негритянское лицо
резко контрастирует с белыми одеждами. У входа, внутри и вокруг хлева, где
Мария произвела на свет Младенца-Христа, толпятся насмехающиеся над событием
люди, выражения их лиц крайне жестоко. Среди них много солдат с пиками,
острия которых устремлены к небу. Тем самым художник как бы переносит
Рождение Христа в современные ему, объятые войной Нидерланды.
Художественные образы Брейгеля перегружены смысловым
содержанием: намеки на злободневность, библейское иносказание, игра
воображения самого художника - все это включается в тесные рамки одного
произведения. Творения Брейгеля требуют от зрителя напряженного внимания,
тревожат своей неоднозначностью, будят воображение. Все это придает и его
хранящейся в Лондонской Национальной галерее картине Поклонение волхвов
глубочайший смысл
Марфа Всеволодовна Замкова
http://bibliotekar.ru/
Комментариев нет:
Отправить комментарий