Лондонская Национальная галерея
Зал 15 http://www.nationalgallery.org.uk/visiting/floorplans/level-2/room-15
Марфа Всеволодовна Замкова
http://bibliotekar.ru/
Зал 15 http://www.nationalgallery.org.uk/visiting/floorplans/level-2/room-15
Отплытие царицы
Савской
Один из самых прекрасных живописцев XVII века Клод Лоррен (настоящее имя Клод Желле;
1600-1682) родился в Лотарингии.
Сын бедных родителей, не имевших возможности дать
даровитому ребенку образование, он в 1613 году сам отправился учиться
живописи в Рим и был принят в мастерскую Агостино Тасси, которого до конца
дней почитал как учителя. С этого времени вся жизнь художника связана с
Римом, но, тем не менее, он считается французским пейзажистом. Нередко его
называли мастером декоративного пейзажа, как бы упрекая в том, что мест,
которые он изображает, в действительности не существуют. Но не существуя в
природе, они сходны с нашими мечтами о чем-то недостижимо прекрасном.
Хранящаяся в Лондонской Национальной галерее картина
Отплытие царицы Савской, написанная в 1648 году для французского заказчика, -
это идиллическая сцена с людьми на первом плане, величественной архитектурой
на втором, кораблями, уходящими к горизонту, и удивительным соединением неба
с морем. По композиции это полотно соответствует рисунку в книге набросков
художника, что подтверждает авторство Клода Лоррена.
На картине мастерски исполнены тональные переходы от
желто-розового рассеянного свечения солнца сквозь вуаль легких, почти
прозрачных, облаков до безмятежного глубокого лазурно-голубого небосвода и
живых, подвижных бликов на волнующемся море. На первом плане вода выглядит
сине-зеленой, почти черной, а у горизонта словно расплавляется в последних
лучах уходящего солнца. Прекрасная, величавая архитектура обрамлена листвою
деревьев, она не имеет угловатостей, здания на ней тоже округлы и напоминают
кроны деревьев. Люди, суетящиеся на первом плане, лишь дают толчок
воображению - недаром плохо владевший рисунком художник доверил написать их
другим мастерам. Пейзаж с Энеем в Делосе - поздняя работа художника. Она
изящнее и холоднее по колориту. Морю здесь уделяется меньше внимания, фигуры
людей написаны более тщательно, изображение архитектуры навеяно древнеримскими
памятниками, скорее всего, - это мотивы Пантеона.
Этому пейзажу также соответствует зарисовка в книге Лоррена,
что говорит о его подлинности и том, что он исполнен для французского
заказчика. Природа у Лоррена, величавая и прекрасная, дает простор
благороднейшим чувствам человека. В его пейзажах всегда много воздуха и
света, света торжествующего, насквозь пронизывающего все полотно.
Пейзаж с Энеем в
Делосе
|
Марфа Всеволодовна Замкова
http://bibliotekar.ru/
Комментариев нет:
Отправить комментарий