Лондонская Национальная галерея
Зал 10 http://www.nationalgallery.org.uk/visiting/floorplans/level-2/room-10
Марфа Всеволодовна Замкова
http://bibliotekar.ru/
Зал 10 http://www.nationalgallery.org.uk/visiting/floorplans/level-2/room-10
Изгнание торгующих
из храма
Эль Греко
(его настоящее имя Доменико Теотокопулос; 1541-1614) -испанский художник
греческого происхождения. Он родился на Крите, когда остров принадлежал
Венецианской республике. Рано проявивший талант юноша сумел для
совершенствования художественного образования уехать в Венецию.
Ему повезло попасть в мастерскую великого Тициана, где
дарование юного художника быстро раскрылось. Он постиг основы мастерства и
добился признания своих учителей. В 1572 году Эль Греко едет в Рим изучать
античные памятники и, как предполагается, знакомится здесь с творчеством
Микеланджело.
В том же 1572 году его имя фигурирует в «Древней книге
академиков и стипендиатов» Академии Святого Луки в Риме. После возвращения из
Рима в Венецию Эль Греко попадает под влияние темпераментной живописи
Тинторетто, которое сохранялось длительное время.
Конкуренция венецианских живописцев была слишком велика, и
когда испанский королевский двор попросил Тициана подобрать группу художников
для работы в Испании, Тициан рекомендовал для этой цели Эль Греко. Тот с
радостью согласился. В 1577 году Эль Греко приезжает в Мадрид и выполняет
здесь ряд заказанных ему работ.
Однако они не пришлись по
вкусу королевскому двору, прежде всего из-за непривычной испанцам яркой
палитры. Такое отношение к его творчеству не могло удовлетворить уже самого
Эль Греко, чей художественный вкус сформировался на традициях лучшей венецианской
живописи.
Художник перебирается в Толедо - древнюю столицу Кастилии,
обитель испанской знати. Здесь он нашел приют и признание, здесь написаны его
лучшие произведения, здесь он и жил до конца своих дней.
Картина Изгнание торгующих из храма написана в 1600 году,
то есть в то время, когда художник только начал обосновываться в Толедо и
искать свой непревзойденный живописный язык. Центром произведения служит
фигура Христа, который одним движением руки заставляет толпу торгующих
покинуть храм. Их удлиненные тела и извивающиеся позы явно противопоставлены
фигуре Христа, облаченного в розовый хитон.
В левой части композиции художник изобразил апостолов,
внимательно наблюдающих за происходящим. Один из них сидит, другие
переговариваются стоя. В этой работе художником была поднята необычайно
актуальная, особенно для Испании, тема освобождения церкви от всевластия
денег.
Действие картины разворачивается на обобщенном
венецианском фоне. Поклонение имени Христа - более ранняя работа Эль Греко,
она относится к мадридскому периоду его пребывания в Испании. Скорее всего,
это эскиз к картине Сон Филиппа II, украсившей королевский дворец Эскориал.
В сложной композиции полотна художник смело сопоставляет
твердь небесную и твердь земную. Особое внимание зрителя привлекают фигуры
ангелов, принадлежащих небесам. Среди группы людей, принадлежащих земле,
резко выделяется фигура в черном. Очевидно, здесь должен был быть размещен
образ испанского короля.
Марфа Всеволодовна Замкова
http://bibliotekar.ru/
Комментариев нет:
Отправить комментарий