Вакх и Ариадна
После внезапной кончины Джорджоне главным представителем
венецианской живописи эпохи Высокого Возрождения стал Тициан (Тициано Вечеллио; ок.1476/77 или
1489/90-1576). Он прожил долгую и плодотворную жизнь, о нем сохранилось много
документальных свидетельств и легенд, но точная дата рождения его неизвестна;
одни исследователи называют 1476-1477 годы, другие - 1489-1490.
Еще мальчиком он был вместе со старшим братом отправлен из
маленького родного селения на учебу в Венецию. Чтобы попасть в мастерскую
Джованни Беллини, «отцу венецианской живописи» и основоположнику
венецианского ренессанса, Тициан сначала занимался в мастерских разных
венецианских художников, пока не стал учеником великого мастера. Там быстро
раскрылся его большой талант художника, этому способствовала и дружба с
Джорджоне, который тоже был учеником Беллини. Когда в 1510 году Джорджоне
безвременно скончался от свирепствовавшей в городе чумы, Тициан по праву стал
считаться главой венецианской живописи и официальным художником Венецианской
республики.
С этого времени его главная обязанность - писать портреты
венецианских дожей. Он также завален заказами на религиозные и светские темы.
Тициан много работал для герцога Феррары Альфонсо д'Эсте, выполнял заказы
правящих династий Мантуи (Гонзага) и Урбино (Делла Ровере). Его работы этого
времени красочны и полны упоения жизнью.
Смерть Актеона
Находящаяся в Лондонской Национальной галерее картина Вакх
и Ариадна была написана в начале 20-х годов, она полностью отражает ту
радость бытия, которую ощущает в это время сам художник. Работа выполнена
Тицианом для украшения феррарского дворца д'Эсте. Картина изображает встречу
Вакха и по воле богов оставленной Тесеем Ариадны. Увидев прекрасную девушку,
Вакх спускается со своей колесницы, запряженной леопардами, чтобы поднять ее
к себе. Ариадна в испуге отворачивается от бога вина. Вся композиция как бы
сдвинута в сторону Ариадны, силуэт которой возникает у края картины на фоне
моря и неба. К ней в порывистом движении устремлено прекрасное тело Вакха,
единственной одеждой которому служит развевающийся яркий розовый плащ. За
Вакхом - шествие его спутников: это и танцующие нимфы с тамбуринами, и
девушки, несущие сосуды для вина, и сатиры.
Все они образуют единую праздничную толпу, упивающуюся
радостями жизни. Прекрасен окружающий сцену пейзаж. Высоко над танцующими
нимфами и фавнами деревья раскинули свои разноцветные кроны. У самого
горизонта можно рассмотреть почти растворившийся в дымке мифический город.
Тонкие белые облака словно прорезают небо. Работа удивительно декоративна. Но
все-таки главное в ней - это безмолвный диалог между Ариадной, всем своим
существом стремящейся к морю, где еще может быть виден парус уплывающего
корабля Тесея, и Вакхом, как бы говорящим ей этим, что Тесей принадлежит
прошлому, а все ее будущее связано с ним.
Картина Noli те tangere (ее название можно перевести как Не
прикасайся ко мне), запечатлела момент встречи только что воскресшего Христа,
выдающего себя за крестьянина, с обессилевшей от горя и отчаяния Марией
Магдалиной. Эта последняя их встреча происходит на фоне прекрасного
идиллического пейзажа, полного света и умиротворения. Распростертая у ног
Спасителя Мария Магдалина тянет к нему руку. Но слова Христа останавливают ее
- он уже принадлежит другому миру. Художнику удалось запечатлеть удивительное
слияние любви земной и любви небесной.
В 1530 году Тициан встретился с императором Карлом V,
который испытывал к мастеру глубокое уважение. Художник и император становятся
друзьями. Тициан подолгу гостит в Аугсбурге, выполняя там работы для
императорского двора. А в 1550-1551 годах он работает уже для нового
императора Филиппа II, сына Карла V.
Вернувшись в Венецию, художник почти полностью
отказывается от заказов, передавая их более молодым коллегам, а себя
посвящает выполнению работ для двора Габсбургов, с которыми он был связан до
конца своих дней.
Поздняя живопись Тициана - это новый взлет творчества
мастера. Его мазок становится объемней, цвет насыщенней, а градации цвета
более сложными и тонкими. Между тем картины Тициана проникнуты трагическим
ощущением неминуемой смерти. Поздняя работа художника Смерть Актеона
иллюстрирует одну из историй, взятую из «Метаморфоз» Овидия. Прекрасный Актеон,
охотясь в лесу, случайно увидел купающуюся богиню Диану. Рассерженная богиня
превратила юношу в оленя и затравила несчастного его собственными собаками.
На картине мы видим бегущую Диану, в одной руке она держит
лук, второй рукой вынимает из колчана стрелу. Мчащаяся впереди нее свора
собак набрасывается на получеловека-полуоленя. Полотно решено в мягких
приглушенных тонах. Только силуэт Дианы в розовом хитоне контрастом
выделяется на фоне холодного неба с мятущимися по нему облаками.
Не прикасайся ко
мне
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий