Лондонская Национальная галерея
23 http://www.nationalgallery.org.uk/visiting/floorplans/level-2/room-23
24 http://www.nationalgallery.org.uk/visiting/floorplans/level-2/room-24
Христос и
грешница
Великий голландский художник Рембрандт ван Рейн (полное имя Рембрандт Харменс ван Рейн;
1606-1669) родился в Лейдене. Для получения художественного образования он
приезжает в Амстердам и поступает в мастерскую Питера Ластмана; затем
возвращается в Лейден, где в 1625 году начинает самостоятельную творческую
жизнь. В 1631 году художник окончательно переселяется в Амстердам, город, в
котором пройдет вся остальная жизнь мастера.
Ему сопутствует успех, портреты его работы вызывают
восхищение публики, у него появляется мастерская с большим количеством
учеников. В 1634 году он женится на Саскии ван Эленбург, представительнице
верхушки амстердамского общества. Эта женитьба связала художника с
состоятельными кругами общества, пополнила ряды его потенциальных заказчиков.
Сразу после женитьбы
Рембрандт пишет картину Саския в костюме пастушки. В этой работе художник
выражает свое отношение к молодой любимой жене. Она изображена на темном фоне
холста окруженной золотым сиянием. Мягкое прелестное лицо застыло в выражении
ожидания: во время написания картины Саския была беременна их первым
ребенком, который вскоре после рождения умер. Золотые волосы пышным
покрывалом окутывают обнаженные плечи. В обруч, поддерживающий волосы,
подобно перу воткнута ветка какого-то растения. Свободные рукава домашнего
платья образуют причудливые складки. Одной рукой она опирается на посох из
виноградной лозы, второй держит ворох рассыпающихся цветов.
Через год Рембрандт напишет Саскию в виде Флоры, богини
весеннего цветения; в этой работе художник перенес на холст все то ощущение
счастья, которое его тогда переполняло.
В 1642 году происходит перелом в жизни и творчестве
художника. Его горячо любимая жена умирает. Это было не только тяжелым личным
ударом, но и ослабило связи художника с амстердамской знатью, что привело к
уменьшению количества заказов.
Нетрадиционное решение коллективного портрета стрелковой
роты, где художник решительно отказывается от сложившегося в Голландии
стереотипа подобных работ, решает его как жанрово-историческую картин,
вызывает неудовольствие заказчиков; знаменитый Ночной дозор еще больше
ухудшает положение мастера. Меняются и творческие пристрастия художника, его
начинают интересовать художественное решение библейских сцен.
Небольшая картина 1644 года Христос и грешница, хранящаяся
в Лондонской Национальной галерее, была, скорее всего, эскизом для
задуманного им более крупного произведения.
Встреча Христа и грешницы изображена на заполненном людьми
обширном пространстве, безбрежность которого усиливают арочные участки стен,
возносящих потолок ввысь. Все погружено в темноту, световой акцент сделан
только на фигурах Христа и молодой женщины. В этом полотне Рембрандт впервые
подошел к нетрадиционному решению библейской сцены, чему с удивительной
последовательностью будут подражать другие художники.
После смерти Саскии в жизнь Рембрандта вошла другая
женщина, скромная служанка Хендрикье Стоффельс, скрасившая одиночество
мастера. Он часто писал ее, но в названиях работ, где она служила моделью,
никогда не упоминал ее имени.
Портрет Саскии в
костюме пастушки
На картине Женщина, купающаяся в ручье Рембрандт,
полностью отказавшись от классического идеала обнаженной женской фигуры,
изобразил Хендрикье, раздевающейся перед купанием, вопреки всем канонам
красоты. Золотое одеяние лежит у кромки воды, а милая молодая женщина,
стыдливо поднимая рубашку, входит в холодную воду. Она будто возникает из
коричневатой темноты, ее застенчивость и скромность читаются и в легко
написанном лице, и в руках, поддерживающих рубашку.
Бытует мнение, что в конце жизни Рембрандт не пользовался
у своих сограждан успехом и уважением, однако небольшое количество заказанных
ему в эти годы портретов говорит, скорее, о другом - художник брался за них
только тогда, когда заказчик был ему интересен. Фредерик Ригел на коне -
типичный парадный портрет, он выполнен художником в 1663 году. Ригел был
преуспевающим купцом, производил бумагу и печатал книги.
Богатый типограф сопровождал принца Оранского в 1660 году
в Амстердам, и, возможно, портрет был заказан в память об этом событии. С
темного холста на нас смотрит человек, восседающий на лошади. Он в дорогой,
но не вычурно роскошной одежде. Его лицо излучает ум, властность и чувство
собственного достоинства.
Фредерик Ригел
на коне
|
Марфа Всеволодовна Замкова
http://bibliotekar.ru/
Комментариев нет:
Отправить комментарий