Лондонская Национальная галерея
Зал 19 http://www.nationalgallery.org.uk/visiting/floorplans/level-2/room-19
Поклонение
Золотому тельцу
Никола Пуссен
(1594-1665) по праву считается наиболее значительным французским живописцем
XVII века. Формирование его как художника было долгим. Родившийся в простой
семье на севере Франции, он после начального обучения в Руане в 1612 году
приехал в Париж, затем странствовал по Италии и в 1624 году поселился в Риме,
где и прожил всю остальную жизнь. Первые из созданных им и дошедших до нас
работ относятся уже к римскому периоду. Он имел здесь хорошие связи в среде
антикваров и меценатов, выполнял крупные заказы и стал признанным главой
классицизма.
В начале 40-х годов Пуссен приезжал в Париж, надеясь
добиться признания у себя на родине. Однако эта попытка оказалась тщетной, и
художник вскоре вернулся в Рим. Пуссен аккумулировал в своем творчестве опыт
Рафаэля и Тициана, пройдя через периоды увлечения работами этих великих
мастеров. Однако, пережив сложный духовный кризис после тяжелой болезни,
Пуссен отказывается от написания пышных картин в стиле барокко и обращается к
более сдержанным и глубоко продуманным работам на сюжеты из любимой им
мифологии и древнеримской истории. Позднее в творчестве Пуссена происходит
новый поворот, на этот раз к пейзажной живописи.
В конце творческого пути все свое вдохновение он черпает в
природе. Открывшаяся в Париже при Людовике XIV Академия живописи считала
Пуссена главным авторитетом, а его последующее влияние на все французское
искусство было очень длительным. Правда, его приверженцы уделяли основное
внимание рисунку и композиции, а цвет считали второстепенным. Творчество же
самого Пуссена было гораздо богаче, разнообразнее и красочнее полотен в духе
суховатых академических канонов. Лондонская галерея хранит несколько картин
Никола Пуссена. Поклонение золотому тельцу - одно из полотен парной
композиции на библейские сюжеты, написано в 1634-1635 годах, почти
одновременно со знаменитыми Вакханалиями, которые были созданы Пуссеном по
заказу кардинала Ришелье. Построение картины следует композиционному приему,
связывающему все фигуры в едином движении. Всеобщее рукоплескание и буйная
пляска вокруг идола, стоящего на постаменте, воспринимается как варварское
поклонение языческому божеству.
Примером Пуссена-живописца совсем иного рода может служить
картина Нахождение Моисея, написанная в 1651 году. В ней также использован
библейский сюжет, но трактовка его гораздо более сдержанна и лишена внешних
эффектов. По духу работа вызывает в памяти творения римской античности - и
женскими фигурами, напоминающими скульптурные изображения, и архитектурными
сооружениями на заднем плане. Библейское действо перенесено из Египта на
более близкую и знакомую художнику почву. О Египте напоминает лишь обелиск за
храмом. Одежды персонажей этого полотна красочны и ярки, но общий фон выбран
спокойным и холодным, что отвечает неторопливому художественном)'
повествованию в картине, равно как и мягким эмоциям в передаче сюжета.
Нахождение
Моисея
|
Марфа Всеволодовна Замкова
http://bibliotekar.ru/
Комментариев нет:
Отправить комментарий