Лондонская Национальная галере
я
Зал 61 http://www.nationalgallery.org.uk/visiting/floorplans/level-2/room-61
62 http://www.nationalgallery.org.uk/visiting/floorplans/level-2/room-62
Портрет дожа
Леонардо Лоредана
Джованни Беллини
(1427/1430-1516) - один из величайших итальянских художников эпохи
Возрождения. Он родился и вырос в семье крупного венецианского живописца,
имевшего в городе процветающую художественную мастерскую. Известным
живописцем был и старший брат будущего мастера. Начиная с 1460 года молодой
художник начинает помогать отцу и старшему брату в исполнении художественных
заказов. Еще в 1453 году в семью Беллини на правах зятя вошел знаменитый
художник Андреа Мантенья, и творческое формирование Джованни долго оставалось
под его влиянием.
С 1475 года Джованни Беллини работает вместе с отцом и
братом над украшением венецианского Дворца дожей. А когда в 1479 году старший
брат художника уехал в Константинополь с дипломатической миссией, Джованни
официально назначают вместо него руководителем работ. Возвращение из Нидерландов
Антонелло де Мессины, привезшего в Италию секреты масляной живописи, помогло
многим венецианским живописцам познакомиться с этой техникой. Беллини очень
заинтересовали ее художественные возможности, и он начинает сначала работать
в смешанной технике, а потом полностью переходит на масляную живопись.
В 1483 году Беллини получает
официальное звание художника Венецианской республики. Он был очень известен и
почитаем в городе, имел большую мастерскую, где учились почти все ставшие
затем известными венецианские живописцы, в том числе и великие Джорджоне и
Тициан. Джованни Беллини недаром называли «отцом зенецианской живописи».
Кровь искупителя написана художником в 1460-1465 годах. На этой ранней
картине мы видим художественную аллегорию Страстей Господних и Евхаристии
(таинства причастия). В центре картины - несущий крест Христос (на картине
лишь придерживающий его).
Преклонивший перед ним колена ангел собирает в чашу
сочащуюся из ран Христа кровь. Рядом изображено языческое жертвоприношение.
Сопоставляя эти два деяния, художник подчеркивает великую значимость
искупительной жертвы Христа. Об этом же говорит и вознесшийся к небу шпиль
христианской церкви, стоящей рядом с разрушенным языческим храмом. В
трактовке пейзажа чувствуется явное влияние Мантеньи. Силуэт Христа и пейзаж
фона соединены несколько искусственно. Картине недостает плавности переходов
от света к тени, столь свойственных более поздней живописи Беллини.
Мадонна на лугу написана художником в 1500-1505 годах. Это
произведение уже зрелого мастера. В центре композиции образ сидящей на лугу
молодой Марии, на коленях которой спящий обнаженный младенец. Прелестно ее
задумчивое лицо, прекрасны сложенные в молитвенном жесте руки. Фигурка
божественного малыша кажется скульптурно смоделированной, что напоминает о
близком знакомстве мастера с творчеством Мантеньи. Однако мягкость светотеней
и общая насыщенность цветовой гаммы говорят о том, что Беллини нашел свой
путь в живописи. Прекрасно написанный на заднем плане пейзаж наделен
очевидной символикой. Картина исполнена в смешанной технике, что позволило
художнику сделать контуры мягче, а цвета насыщенней.
Портрет дожа Леонардо Лоредана был официально заказан Беллини
как художнику Венецианской республики. В этом произведении дож изображен
почти фронтально - вопреки существовавшей традиции изображать лица
портретируемых в профиль, в том числе и на медалях, и на монетах. Четкие
светотени прекрасно рисуют высокие скулы, нос и упрямый подбородок умного и
волевого лица пожилого человека. На ярком сине-зеленом фоне контрастно
выделяется белая с золотом и серебром парчовая мантия. Ее дож надевал в
праздник Сретения - день, когда обручался с морем, принимая на год власть над
Венецией. Работа маслом помогла художнику наполнить воздухом пространство
картины и тем самым сделать образ портретируемого удивительно живым.
|
Мадонна на лугу
Марфа Всеволодовна
Замкова
http://bibliotekar.ru/
Комментариев нет:
Отправить комментарий