Андреа Мантенья. Шедевры мировой живописи.

 Лондонская Национальная галерея
Зал 61  http://www.nationalgallery.org.uk/visiting/floorplans/level-2/room-61
      62   http://www.nationalgallery.org.uk/visiting/floorplans/level-2/room-62

Мадонна с Младенцем, Иоанном Крестителем и Марией Магдалиной
Мадонна с Младенцем, Иоанном Крестителем и Марией Магдалиной

Один из самых крупных представителей Раннего Итальянского Возрождения Андреа Мантенья (ок.1431-1506) родился недалеко от Падуи. Совсем маленьким мальчиком он поступил в мастерскую известного живописца Скварчоне на правах приемного сына. В 1448 году Андреа выполнил первую самостоятельную работу и стал независимым художником. Вскоре Мантенья получает заказ на фрески капеллы Оветари в церкви Эремитани в Падуе. Эту работу,
очень важную в развитии его творчества, художник закончил только в 1457 году. Мантенья много путешествовал, работал в Ферраре и других городах Северной Италии. В 1460 году он переселяется в Мантую и на долгое время поступает на службу к Лодовико Гонзаге. Не считая непродолжительных поездок во Флоренцию и в Рим, Мантенья постоянно жил в Мантуе до самой своей смерти. В конце жизни художник трудился над серией работ на мифологические темы, заказанных Изабеллой д'Эсте.

В творчестве он, как и многие другие художники, находился под влиянием флорентийской школы. Поиски ясной формы, четких пространственных построений, свойственных флорентийцам, приобретают у Мантеньи ярко выраженный характер. Его увлекала античность, но не греческое искусство, а памятники Древнего Рима, которые можно было видеть по всей Италии -акведуки, арки, развалины античных цирков, многочисленные статуи. Все они отличались отточенным совершенством форм, к чему художник и сам стремился в своем творчестве. Небольшое полотно Моление о чаше поражает ясностью многоплановых пространственных построений и многосложностью живописного повествования. Картина отображает момент, когда после Тайной вечери Иисус удаляется со Святым Петром и двумя сыновьями Зеведеевыми в Гефсиманский сад, где, оставив сопровождающих его апостолов, уходит молиться, обращаясь к Богу-отцу: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия».

Коленопреклоненная фигура Христа в молитвенной позе - композиционный центр картины. Его взор обращен к небу, где на облаке видна группа ангелов. У подножья горы спят сопровождающие Христа апостолы. По дороге, ведущей к саду, точно иллюстрируя слова Евангелия: «вот, приблизился предающий Меня», видна группа стражников, ведомая Иудой. В картине очень много символики: сухое дерево со стервятником предвещает смерть, а ветка с зазеленевшим побегом указывает на скорое воскрешение; смиренные кролики, сидящие на дороге, по которой пройдет отряд римских воинов, чтобы взять Христа под стражу, говорят о кротости человека перед лицом неминуемой смерти.

Три пня, оставшиеся от только что срубленных и уже унесенных деревьев, напоминают о готовящемся распятии. Мадонна с Младенцем, Иоанном Крестителем и Марией Магдалиной написана в 1500 году и являет собой образец творчества зрелого мастера. Мадонна сидит на алом кресле под балдахином и держит на руках обнаженного Младенца-Христа. В облике Девы Марии нет ничего царственного, скорее, это изображение молодой крестьянки. Обнаженное тельце Младенца кажется удивительно живым. По сторонам от Мадонны - Иоанн Креститель и Мария Магдалина.

В руках Магдалины - сосуд с благовониями для помазания, крест в руках Иоанна обвивает лента с текстом про агнца, искупающего грехи мира. Фигуры нарисованы в обычной для художника манере и кажутся вырезанными из камня, в их одеждах резко очерчена каждая складка. Фоном служит изображение сада с темной листвой. По своему тону эта зелень контрастирует с нежно-зеленым, светлым небом. Работа вызывает ощущение глубокой печали и некой обреченности.

Моление о чаше
Моление о чаше

Марфа Всеволодовна Замкова
http://bibliotekar.ru/

Комментариев нет:

Отправить комментарий