Мадонна с
Младенцем, Иоанном Крестителем и Марией Магдалиной
Один из самых крупных представителей Раннего Итальянского
Возрождения Андреа Мантенья
(ок.1431-1506) родился недалеко от Падуи. Совсем маленьким мальчиком он
поступил в мастерскую известного живописца Скварчоне на правах приемного
сына. В 1448 году Андреа выполнил первую самостоятельную работу и стал
независимым художником. Вскоре Мантенья получает заказ на фрески капеллы Оветари
в церкви Эремитани в Падуе. Эту работу,
очень важную в развитии его
творчества, художник закончил только в 1457 году. Мантенья много
путешествовал, работал в Ферраре и других городах Северной Италии. В 1460
году он переселяется в Мантую и на долгое время поступает на службу к Лодовико
Гонзаге. Не считая непродолжительных поездок во Флоренцию и в Рим, Мантенья
постоянно жил в Мантуе до самой своей смерти. В конце жизни художник трудился
над серией работ на мифологические темы, заказанных Изабеллой д'Эсте.
В творчестве он, как и многие другие художники, находился
под влиянием флорентийской школы. Поиски ясной формы, четких пространственных
построений, свойственных флорентийцам, приобретают у Мантеньи ярко выраженный
характер. Его увлекала античность, но не греческое искусство, а памятники
Древнего Рима, которые можно было видеть по всей Италии -акведуки, арки,
развалины античных цирков, многочисленные статуи. Все они отличались
отточенным совершенством форм, к чему художник и сам стремился в своем
творчестве. Небольшое полотно Моление о чаше поражает ясностью многоплановых
пространственных построений и многосложностью живописного повествования.
Картина отображает момент, когда после Тайной вечери Иисус удаляется со
Святым Петром и двумя сыновьями Зеведеевыми в Гефсиманский сад, где, оставив
сопровождающих его апостолов, уходит молиться, обращаясь к Богу-отцу: «Отче
Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия».
Коленопреклоненная фигура Христа в молитвенной позе -
композиционный центр картины. Его взор обращен к небу, где на облаке видна
группа ангелов. У подножья горы спят сопровождающие Христа апостолы. По
дороге, ведущей к саду, точно иллюстрируя слова Евангелия: «вот, приблизился предающий
Меня», видна группа стражников, ведомая Иудой. В картине очень много
символики: сухое дерево со стервятником предвещает смерть, а ветка с
зазеленевшим побегом указывает на скорое воскрешение; смиренные кролики,
сидящие на дороге, по которой пройдет отряд римских воинов, чтобы взять
Христа под стражу, говорят о кротости человека перед лицом неминуемой смерти.
Три пня, оставшиеся от только что срубленных и уже
унесенных деревьев, напоминают о готовящемся распятии. Мадонна с Младенцем,
Иоанном Крестителем и Марией Магдалиной написана в 1500 году и являет собой
образец творчества зрелого мастера. Мадонна сидит на алом кресле под
балдахином и держит на руках обнаженного Младенца-Христа. В облике Девы Марии
нет ничего царственного, скорее, это изображение молодой крестьянки.
Обнаженное тельце Младенца кажется удивительно живым. По сторонам от Мадонны
- Иоанн Креститель и Мария Магдалина.
В руках Магдалины - сосуд с благовониями для помазания,
крест в руках Иоанна обвивает лента с текстом про агнца, искупающего грехи
мира. Фигуры нарисованы в обычной для художника манере и кажутся вырезанными
из камня, в их одеждах резко очерчена каждая складка. Фоном служит изображение
сада с темной листвой. По своему тону эта зелень контрастирует с
нежно-зеленым, светлым небом. Работа вызывает ощущение глубокой печали и
некой обреченности.
Моление о чаше
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий