Лондонская Национальная галерея
Зал 56 http://www.nationalgallery.org.uk/visiting/floorplans/level-2/room-56
Определенно сходство есть.
Портрет четы
Арнольфини
Яна ван Эйка
(1390-1441) принято считать самым крупным нидерландским живописцем XV века,
положившим начало реалистической традиции в алтарной живописи. Родом из
небольшого нидерландского городка на реке Маас, он в 1422, будучи уже
уважаемым мастером, поступил на службу к графу Иоанну Баварскому и вплоть до
1424 года участвовал в работах по украшению графского дворца в Гааге. В 1425
году Ван Эйк перебрался в Лилль, где стал придворным живописцем бургундского
герцога Филиппа III Доброго. При дворе герцога, который высоко ценил
художника, он не только писал картины, но и выполнял многие дипломатические
поручения, неоднократно выезжая в Испанию и Португалию.
В 1431 году Ван Эйк переехал в Брюгге, где и прожил до
конца своих дней, выполняя работы и как придворный живописец, и как художник
города. Наибольшее количество дошедших до нас произведений было написано
мастером в то время, когда он находился на службе у герцога Бургундского.
Одна из самых знаменитых работ Ван Эйка, Портрет четы
Арнольфини, находится в коллекции Лондонской Национальной галереи. На картине,
изображающей церемонию бракосочетания двух богатых молодых людей, художник
нашел место для нескольких символов - например, для собачки, расположившейся
у ног новобрачной, символа верности. В круглом зеркале, висящем на стене в
глубине композиции, отражаются двое -очевидно, свидетели бракосочетания. В
одном из них художник изобразил самого себя, о чем гласит надпись над
зеркалом. Новобрачных художник исполнил в рост. Живописец любовно изображает
вещи, окружающие молодоженов. Эти предметы много сообщают об образе жизни
своих хозяев, подчеркивая их бюргерские добродетели - бережливость,
скромность, любовь к порядку.
Ван Эйк вводит зрителя в частную жизнь людей, показывая
красоту повседневного быта. Этим он открыл новые, реалистические возможности
изобразительного искусства, до конца реализованные лишь в XVII веке, когда в
Голландии было создано много подобных картин. Ян ван Эйк был превосходным
мастером портрета, и две картины, которыми владеет галерея, - яркие тому
свидетельства.
Портрет молодого человека датирован 1432 годом. Это
довольно загадочное произведение. Несмотря на поясняющую надпись на каменной
плите, на которую опирается молодой человек, и тщательное воспроизведение
характерных черт лица, остается только строить предположения, кто именно
здесь изображен. Однако интрига, скрытая в этом произведении, никак не
умаляет его художественных достоинств. Простые и грубоватые черты лица
персонажа совсем не мешают передаче его задумчивого выражения и
отстраненно-мечтательного взгляда.
Портрет человека в красном тюрбане также снабжен
пояснениями. Наверху на раме любимое изречение мастера: «Как я сумел», а
внизу надпись: «Иоханн де Эйк меня сделал в лето Господне 1433, 21 октября».
На полотне изображен немолодой человек с проницательным взглядом и резкими
чертами лица. Личность изображенного человека установить не удалось. Однако
совершенно очевидно, что художник хорошо знал портретируемого и потому так
точен в его психологической характеристике. Существует предположение, что это
портрет одного из родственников Ван Эйка. Что касается головного убора,
напоминающего восточный тюрбан, то такие были весьма модными в Европе XV
века.
Портрет молодого
человека Портрет
человека в красном тюрбане
|
Марфа Всеволодовна Замкова
http://bibliotekar.ru/
Комментариев нет:
Отправить комментарий