Мистическое Рождество
Трудно назвать художника эпохи Возрождения, имя которого
было бы больше связано с историей Флоренции, чем Сандро Боттичелли (его настоящее имя Алессандро ди Мариано
Филипепи; 1445-1510). Он родился в семье кожевника Мариано Ванни Филипепи.
После смерти отца главой семьи становится старший брат, зажиточный биржевой
делец, прозванный Боттичелли (бочонок), это прозвище пристало к нему то ли за
чрезмерное пристрастие к вину, то ли из-за его полноты. В
пятнадцать-шестнадцать лет одаренный мальчик поступает в мастерскую знаменитого
Филиппо
Липпи. Усвоивший технику фресковой живописи, Алессандро Боттичелли
(прозвище брата стало своего рода псевдонимом художника) поступает в самую
знаменитую во Флоренции художественную мастерскую Андреа Верроккьо. В 1469
году Сандро Боттичелли был представлен видному государственному деятелю
Флорентийской республики Томазо Содерини, который свел художника с семьей
Медичи. С этого времени судьба живописца вплоть до смерти Лоренцо
Великолепного связана с домом Медичи. Для них он выполнил свои самые
знаменитые и крупные заказы. Сандро Боттичелли никогда надолго не покидал
Флоренцию.
Исключение - его поездка
в Рим к папскому двору в 1481-1482 годах для росписи в составе группы
художников библиотеки Сикстинской капеллы. Возвратившись, он продолжает
работать во Флоренции. В это время были написаны его самые знаменитые работы
- Весна, Рождение Венеры. Политический кризис во Флоренции, разразившийся
после смерти Лоренцо Великолепного, и прихода к духовной власти в городе
воинствующего проповедника Савонаролы, не мог не сказаться на творчестве
художника. Потерявший нравственную опору в лице семьи Медичи, глубоко
религиозный и мнительный человек, он попал в духовную зависимость от
экзальтированно-религиозного и нетерпимого проповедника. Светские мотивы
почти полностью исчезли из творчества мастера. Красота и гармония мира, столь
волновавшие художника, больше не трогали воображение художника.
Его работы на религиозные темы СУХИ и перегружены
деталями, художественный язык стал более архаичным. Казнь проповедника в 1498
году вызвала у Боттичелли глубокий душевный кризис.
В последние годы своей жизни он вовсе перестал писать,
посчитав это занятие грешным и суетным. В XV веке портрет был в Италии
своеобразным испытанием художника на мастерство. Боттичелли за свою жизнь
написал великое множество разных портретов. Они составили целую галерею
образов его современников. Портрет молодого человека написан художником в
80-е годы XV века, в период наивысшего расцвета его дарования. На небольшой
картине анфас изображен юноша в скромной коричневой одежде и красной шапочке.
Для итальянского портрета XV века это было почти революцией - до того момента
всех, кто заказывал свой портрет, изображали в профиль или, со второй
половины века, в три четверти. С картины смотрит приятное и открытое молодое
лицо. У юноши большие карие глаза, хорошо очерченный нос, пухлые и мягкие
губы.
Из-под красной шапочки выпущены обрамляющие лицо
прекрасные вьющиеся волосы. Применение смешанной техники (художник
использовал как темперные, так и масляные краски) позволило сделать контуры
мягче, а светотеневые переходы более насыщенными по цвету. Господство
гуманистической культуры при дворе Лоренцо Великолепного способствовало
обращению художников к мифологическим сюжетам. Работа Боттичелли для
свадебного сундука-ларя (кассоне) Венера и Марс иллюстрирует платоническую
концепцию любви, именно такие взаимоотношения мужчины и женщины считались
истинно гармоничными. Прекрасная богиня любви Венера в спокойном ожидании
смотрит на сморенного сном Марса. Эта работа, написанная приблизительно в
1485 году, по тематике объединяется с его знаменитыми картинами, хранящимися з
Уффици - Весной, Рождением Венеры, Паиадой и Кентавром.
Мистическое рождество - одна из последних картин
художника. Во время ее написания мастер пребывал в глубоком душевном кризисе,
вызванном казнью Савонаролы, ярым последователем проповедей которого был сам
художник и члены его семьи. .Для передачи настроения смятенной горести,
тревоги и смутной надежды в картине намеренно используется Архаический стиль.
Ее композиционным центром служит сцена Рождества. В хлеву на расстеленных на
земле пеленках Младенец тянет ручки к матери, которая, молитвенно сложив
руки, склонилась к нему. Иосиф сидит рядом, держась в раздумье за голову. От
животных - корова и лошадь присутствовали при рождении Спасителя - веет
покоем и смирением. Все остальное пространство картины, пейзаж и небо,
заполнено беспокойно движущимися ангелами в разноцветных одеждах.
Фантасмагорические дьявольские фигуры в нижней части картины, очевидно,
являли художественное выражение настроений и чувств, царивших в это время во
Флоренции, которых не избежал и Боттичелли.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий