Паоло Уччелло. Шедевры мировой живописи.


Лондонская Национальная галерея
Зал 54  http://www.nationalgallery.org.uk/visiting/floorplans/level-2/room-54

Святой Георгий принцесса и дракон
Святой Георгий, принцесса и дракон

Паоло Уччелло (его настоящее имя Паоло ди Доно; ок.1397/1400-1475) заметно выделяется своим творчеством среди флорентийских художников XV века. Всю свою жизнь он провел во Флоренции. Будучи мальчиком-учеником, Паоло работал в мастерской Лоренцо Гиберти и даже помогал своему наставнику, когда тот создавал первые ворота знаменитого флорентийского Баптистерия -помещения для обряда крещения. Его формирование как художника происходило под влиянием поздней готики, господствовавшей в искусстве Флоренции после смерти великого Джотто. Но открытие законов перспективы так увлекло художника, что он с воодушевлением занялся их изучением.
В 1415 году, еще совсем юным, Уччелло был принят в цех врачей и аптекарей, а в 1424, уже признанным мастером, в Братство Святого Луки. Самым значительным его произведением была написанная в 50-х годах XV века трехчастная Битва при Сан-Романо, сюжетом для которой послужила победа, одержанная флорентийцами под предводительством Никколо да Толентино над жителями Сиены. Три большие композиции запечатлели три момента разгрома сиенцев. Картина была заказана Козимо Медичи Старшим в 1435 году для украшения палаццо Медичи.

В настоящее время части этой композиции находятся в трех крупнейших музеях мира: центральная часть - в Уффици, правая и последняя - в Лувре, а левая, начальная по смыслу, изображающая яростное противостояние флорентийцев атакам сиенцев, принадлежит Лондонской Национальной галерее. В центре картины, хранящейся «Лондонской галерее - фигура полководца, несущегося на белом коне в гущу битвы и увлекающего своим примером флорентийцев. За его спиной - множество воинов, закованных в темные доспехи. Выделяющиеся на фоне темной листвы светлые копья как бы направляют движение всей композиции к центральной ее части. Битва при Сан Романе - первое произведение батальной живописи. Она предвосхищает будущие творения на батальные темы великих мастеров итальянского Возрождения.

Поздняя работа художника - Святой Георгий, принцесса и дракон - маленькое камерное произведение. Оно датируется примерно 1460 годом. Фоновая часть картины представляется декорацией, в окружении которой разворачивается некое театральное действо. Святой Георгий изображен закованным в доспехи рыцарем на вздыбленном белом коне. Фигура дракона почти не видна в проеме пещеры, служащей ему убежищем, силуэтом на светлом фоне смотрится лишь голова чудовища. Схематически изображенная красавица принцесса в знак победы над дьявольским воплощением похоти надевает на шею героя свой пояс, олицетворяющий ее невинность.

Художественный язык работы весьма прост и напоминает тот, что пять столетий спустя будут использовать некоторые художники XX века в своих сюрреалистических исканиях.

 Битва при Сан-Романо
 Битва при Сан-Романо 

 Марфа Всеволодовна Замкова
http://bibliotekar.ru/

Комментариев нет:

Отправить комментарий