Лондонская Национальная галерея
Зал 54
http://www.nationalgallery.org.uk/visiting/floorplans/level-2/room-54
Святой Георгий,
принцесса и дракон
Паоло Уччелло
(его настоящее имя Паоло ди Доно; ок.1397/1400-1475) заметно выделяется своим
творчеством среди флорентийских художников XV века. Всю свою жизнь он провел
во Флоренции. Будучи мальчиком-учеником, Паоло работал в мастерской Лоренцо Гиберти
и даже помогал своему наставнику, когда тот создавал первые ворота
знаменитого флорентийского Баптистерия -помещения для обряда крещения. Его
формирование как художника происходило под влиянием поздней готики,
господствовавшей в искусстве Флоренции после смерти великого Джотто. Но
открытие законов перспективы так увлекло художника, что он с воодушевлением
занялся их изучением.
В 1415 году, еще совсем юным, Уччелло был принят в цех
врачей и аптекарей, а в 1424, уже признанным мастером, в Братство Святого
Луки. Самым значительным его произведением была написанная в 50-х годах XV
века трехчастная Битва при Сан-Романо, сюжетом для которой послужила победа,
одержанная флорентийцами под предводительством Никколо да Толентино над
жителями Сиены. Три большие композиции запечатлели три момента разгрома сиенцев.
Картина была заказана Козимо Медичи Старшим в 1435 году для украшения палаццо
Медичи.
В настоящее время части этой композиции находятся в трех
крупнейших музеях мира: центральная часть - в Уффици, правая и последняя - в
Лувре, а левая, начальная по смыслу, изображающая яростное противостояние флорентийцев
атакам сиенцев, принадлежит Лондонской Национальной галерее. В центре
картины, хранящейся «Лондонской галерее - фигура полководца, несущегося на
белом коне в гущу битвы и увлекающего своим примером флорентийцев. За его
спиной - множество воинов, закованных в темные доспехи. Выделяющиеся на фоне
темной листвы светлые копья как бы направляют движение всей композиции к
центральной ее части. Битва при Сан Романе - первое произведение батальной
живописи. Она предвосхищает будущие творения на батальные темы великих
мастеров итальянского Возрождения.
Поздняя работа художника - Святой Георгий, принцесса и
дракон - маленькое камерное произведение. Оно датируется примерно 1460 годом.
Фоновая часть картины представляется декорацией, в окружении которой разворачивается
некое театральное действо. Святой Георгий изображен закованным в доспехи
рыцарем на вздыбленном белом коне. Фигура дракона почти не видна в проеме
пещеры, служащей ему убежищем, силуэтом на светлом фоне смотрится лишь голова
чудовища. Схематически изображенная красавица принцесса в знак победы над
дьявольским воплощением похоти надевает на шею героя свой пояс,
олицетворяющий ее невинность.
Художественный язык работы весьма прост и напоминает тот,
что пять столетий спустя будут использовать некоторые художники XX века в
своих сюрреалистических исканиях.
|
Битва при Сан-Романо
Марфа Всеволодовна
Замкова
http://bibliotekar.ru/
Комментариев нет:
Отправить комментарий