Лондонская Национальная галерея
Зал 4 http://www.nationalgallery.org.uk/visiting/floorplans/level-2/room-4
Марфа Всеволодовна Замкова
http://bibliotekar.ru/
Зал 4 http://www.nationalgallery.org.uk/visiting/floorplans/level-2/room-4
Послы
Отцом крупного немецкого художника Ганса Гольбейна Младшего (1497/1498-1543)
тоже был художник и, скорее всего, именно он, Ганс Гольбейн Старший, дал сыну
начальное художественное образование.
Молодым человеком Ганс Гольбейн Младший покинул Аугсбург и
в 1515 году некоторое время жил в Базеле. Художник, возможно, совершил
путешествие в Северную Италию; хотя достоверных документальных сведений об
этом нет, влияние итальянских живописцев в его творчестве весьма ощутимо.
В 1523-1524 годах он путешествовал по Франции. В 1526 году
Гольбейн впервые приехал в Англию, куда вернулся в 1532 году, чтобы
оставаться здесь до конца своих дней. В 1536 году он был назначен придворным
живописцем английского короля Генриха VIII. В Англии художник писал в
основном портреты. За всю жизнь при английском дворе в своих рисунках и
живописных портретных произведениях он сумел создать замечательную галерею
современников.
Ему
позировали придворные и дипломаты, знатные люди и философы - все окружение
преступного и блестящего короля Генриха VIII. Гордые и надменные женщины,
благообразные мужчины с холеными лицами и тщательно причесанными волосами,
гордецы с плотно сжатыми губами и взглядом поверх зрителя, дряхлые старцы,
испытавшие горести жизни и мужественно ожидающие новых ударов судьбы, - все
они нашли место в этой галерее. Гольбейн, никогда не терял ясности ума,
твердости суждений и чувства меры.
Созданные им образы захватывают своим лаконизмом и
остротой восприятия. Процесс художественного воплощения образа захватывает
его полностью. И все же в его портретах, выполненных с необыкновенной
тщательностью, порой чувствуется, что художник словно разочарован в чем-то. Гольбейн
прославился, прежде всего, своими мужскими портретами, но и в изображении
женщин художник сумел добиться необыкновенной выразительности и точности.
Портрет дамы с белкой написан художником в его первый
приезд в Лондон. На этой небольшой картине изображена молодая, но, видимо,
серьезная и вполне благонравная женщина. Об этом говорят и все атрибуты,
приданные ей портретистом. Белка ясно символизирует, что дама - прекрасная
хозяйка, делающая запасы, заботящаяся о благосостоянии и спокойствии семьи,
дрозд говорит о готовности защищать свое семейное гнездо.
Женщина на этом портрете вызывает чувство явной симпатии. Позднее,
в 1533 году, когда Гольбейн уже постоянно жил в Англии, им был написан один
из его знаменитых двойных портретов, на котором изображены молодые посланцы
Франции Жан де Дантевиль и Жорж де Сельва. Эта поразительная картина носит соответствующее
название - Послы.
Молодые люди, одетые в необычайно тщательно написанные
роскошные одежды, стоят возле стола с двумя полками, верхняя из них накрыта
турецким ковром. На нем в беспорядке расставлены небесные сферы, приборы для
астрономических наблюдений, лежат книги, музыкальные инструменты.
Все предметы выписаны чрезвычайно реалистично и играют
роль символов союза искусства и науки, гармонии земли и неба. Однако вся эта
аллегория прославляющего характера воспринимается совершенно иначе из-за
какого-то предмета непонятной формы на первом плане. Если на него посмотреть
справа, выбрав соответствующую точку, то мы увидим изображение черепа в
особой технике живописи, называющееся «блуждающий анаморфоз черепа». Это,
безусловно, знак смерти. Картина загадочна и торжественна прежде всего
потому, что ощущение ирреальности в ней передано через тщательно написанные
реальные предметы. Реальность находится рядом с иллюзией, они легко меняются местами.
Таким способом художник подчеркивал мысль о бренности власти и богатства. В
этой работе явно чувствуется влияние Эразма Роттердамского и Томаса Мора, с которыми
был дружен художник.
Как и две предыдущие работы, хранящиеся в Лондонской
Национальной галерее, Портрет Кристины Датской, герцогини Миланской написан
на дубовой доске. Он выполнен художником в 1538 году и следует канонам
обычного парадного портрета. Шестнадцатилетняя герцогиня в трауре. Выданная
одиннадцати лет замуж за герцога Миланского Франческо Мария Сфорца, в 1535
году она овдовела. Генрих VIII заказал этот портрет, выбирая себе четвертую
жену. На густозеленом фоне изображена юная миловидная женщина в черном
бархатном платье, опушенном мехом. Она смотрит прямо на нас. Светлыми пятнами
выделяются на холсте ее лицо и руки. Во всем облике Кристины Датской
ощущается грусть раннего вдовства. Художник, безусловно, относился к ней с
симпатией.
|
Портрет дамы с
белкой
Марфа Всеволодовна Замкова
http://bibliotekar.ru/
Комментариев нет:
Отправить комментарий