Лондонская Национальная галерея
Зал 5 http://www.nationalgallery.org.uk/visiting/floorplans/level-2/room-5
Марфа Всеволодовна Замкова
http://bibliotekar.ru/
Зал 5 http://www.nationalgallery.org.uk/visiting/floorplans/level-2/room-5
Осмеяние и
коронование терновым венцом
Настоящее имя Иеронима
Босха (ок.1460-1516) - Йероен (в латинизированном варианте Хиеронимус)
ван Акен. Однако он предпочел взять псевдоним, образованный от названия его
родины города Хертогенбоса (в переводе означает «герцогский лес») -
небольшого ныне голландского городка, расположенного неподалеку от
бельгийской границы. Но в те времена это был один из четырех крупнейших
центров герцогства Брабант, владения герцогов Бургундских. Насколько
известно, в Хертогенбосе Иероним прожил всю жизнь, никуда не выезжая.
Взяв псевдоним, Босх, возможно, хотел таким образом
выделиться среди других членов своей семьи потомственных художников. Немногие
точные сведения о жизни Босха почерпнуты из счетных книг братства, в которое
он вступил в 1486-(1487?) году и членом которого был на протяжении всей своей
жизни. Это веский аргумент против того, чтобы считать Босха с его трудными
для понимания работами еретиком.
В 1481 году Босх женится на Алейт Гойартс, девушке из
богатой и знатной семьи Ван дер Меервенне. Этот брак обеспечил Босху
материальное благосостояние и хорошее положение в обществе. Как живописец Иероним
Босх стал известен еще при жизни. Но позднее, несмотря на интерес к творчеству
художника, большая часть его произведений долгое время оставалась
неизвестной. Отношение к его наследию менялось на протяжении веков. Старые
авторы считали его художником, который создавал свои образы после того, как
увидел их в галлюцинациях - отсюда странные дьявольские сцены, пугающие и
причудливые одновременно. Не случаен повышенный интерес к творчеству Босха в
Испании и Португалии: тамошнему экзальтированно-религиозному зрителю был
близок и понятен мир этого художника, населенный потусторонними силами.
По-настоящему серьезное изучение творчества Босха началось
на рубеже XIX и XX веков. Его работы репродуцировались, составлялись их
системные каталоги. Иероним Босх становится едва ли не самым популярным и
загадочным западноевропейским художником прошлого, многие видят в нем
предшественника сюрреализма. Новаторством живописной техники Босх приводил в
восхищение еще своих современников. Его работы живы и динамичны, краски
сочны, а мазок, ложащийся с первого раза, выразителен. Проблема пространства
тоже решается Босхом удивительно оригинально. В его поздних работах фигуры
«выталкиваются» на первый план, как бы вытесняя друг друга. При этом художник
отказывается от показа каких-либо предметов, объясняющих окружающую среду, и
полностью отбрасывает законы перспективы.
К концу своего зрелого периода Босх перестает изображать
многочисленные маленькие подвижные фигурки и возвращается к более простому
построению, крупным формам и светлым тонам ранних работ. В трактовке сюжетов
у художника ослабевает демонический элемент, чудовищные изображения видений и
галлюцинаций отступают на задний план.
Находящееся в Лондонской Национальной галерее написанное
между 1508-1510 годами, относится именно к этому периоду творчества
художника. На картине изображен Христос, окруженный палачами. Все
пространство полотна занято крупными, выписанными по грудь фигурами,
выделяющимися на однотонном сером фоне. Злоба, которой преисполнены мучители
Христа, выражена в почти гротескных лицах, а глаза - зеркало души - отражают
все их омерзительные чувства и помыслы.
Эти жуткие лица контрастируют с прекрасным и просветленным
обликом Христа. Его фигура выделяется в пространстве картины светлым силуэтом,
а глаза будто ищут взгляд зрителя, призывая терпеливо и смиренно выносить
земные мучения, ибо душа, усмиренная страданием, может одержать верх над злом
и заслужить вечное спасение.
Марфа Всеволодовна Замкова
http://bibliotekar.ru/
Комментариев нет:
Отправить комментарий