Пьеро делла Франческа. Шедевры мировой живописи.

 Лондонская Национальная галерея
Зал 66  http://www.nationalgallery.org.uk/visiting/floorplans/level-2/room-66 

архангел михаилПо своей значимости в развитии живописи имя Пьеро делла Франческа (1415/1416-1492) - одно из самых заметных среди итальянских художников XV века. Одно то, что он завершил многочисленные преобразования в приемах построения перспективы живописного пространства, значимо уже само по себе. Художник, родившийся в небольшом итальянском местечке Сан Сеполькро в Умбрии, к 1432 году был хорошо известен. В 1439-1440 годах он работал во Флоренции помощником Доменико Венециане Учитель приобщил его к своей поэтике света, и богатство цветовой палитры стало определяющей чертой творчества Пьеро делла Франческа. Приблизительно с 1452 по 1458 год художник живет в Ареццо, где работает над написанием десяти знаменитых фресок История Святого Креста, увековечивших его имя. В своем творчестве мастер отдавал предпочтение станковой живописи, однако .дошедших до нас картин крайне мало и находятся они в разных музеях. В этом отношении коллекция Лондонской Национальной галереи представляет собой счастливое исключение: здесь представлены несколько станковых произведений Пьеро делла Франчески разных периодов его творчества.

Крещение написано художником примерно в 1459-1460 годах. В этой работе художник сочетает строгие канонические правила изображения с ясностью перспективного построения. Картина написана на тополиной доске яичной темперой -очевидно, к этому времени художник еще не овладел секретами масляной живописи, в технике которой будут написаны его более поздние работы. В сложной пространственной композиции художник запечатлел явление тайны Святой Троицы в момент крещения Христа. Белый голубь, распростерший крылья над головой Христа, символизирует сошествие на Спасителя Святого Духа.

Фигуры Христа, Иоанна Крестителя и стоящих рядом с ними ангелов несколько архаичны по трактовке написаны в сдержанной цветовой гамме. Это не мешает точному перспективному композиционному построению и тонкой светотеневой моделировке, создающей ощущение почти скульптурности фигур персонажей. В том, как художник изображает пейзаж заднего плана, ощущается влияние нидерландской живописи, в более поздних работах оно станет еще заметнее. Мюта художника Архангел Михаил, созданная десятью годами позже, чем Крещение - это левая
створка  полиптиха, предназначенного для главного алтаря церкви Сант-Агостино в его родном местечке Сан-Сеполькро. В ней художник уже пользуется масляными красками, колорит стал более насыщенным, мягче звучат светотеневые переходы.


Работа построена на привычных для мастера вариациях коричневого, синего и белого цветов. Архангел Михаил изображен в одеждах римского воина. В руке он держит отсеченную голову змея, традиционное символическое изображение Люцифера, попирая ногами обезглавленное туловище чудовища.

Крещение
Крещение 

Марфа Всеволодовна Замкова
http://bibliotekar.ru/

Комментариев нет:

Отправить комментарий