Лондонская Национальная галерея
Зал 66 http://www.nationalgallery.org.uk/visiting/floorplans/level-2/room-66
Марфа Всеволодовна Замкова
http://bibliotekar.ru/
Зал 66 http://www.nationalgallery.org.uk/visiting/floorplans/level-2/room-66
По своей значимости в развитии
живописи имя Пьеро делла Франческа
(1415/1416-1492) - одно из самых заметных среди итальянских художников XV
века. Одно то, что он завершил многочисленные преобразования в приемах
построения перспективы живописного пространства, значимо уже само по себе.
Художник, родившийся в небольшом итальянском местечке Сан Сеполькро в Умбрии,
к 1432 году был хорошо известен. В 1439-1440 годах он работал во Флоренции
помощником Доменико Венециане Учитель приобщил его к своей поэтике света, и
богатство цветовой палитры стало определяющей чертой творчества Пьеро делла
Франческа. Приблизительно с 1452 по 1458 год художник живет в Ареццо, где
работает над написанием десяти знаменитых фресок История Святого Креста,
увековечивших его имя. В своем творчестве мастер отдавал предпочтение
станковой живописи, однако .дошедших до нас картин крайне мало и находятся
они в разных музеях. В этом отношении коллекция Лондонской Национальной
галереи представляет собой счастливое исключение: здесь представлены
несколько станковых произведений Пьеро делла Франчески разных периодов его
творчества.
Крещение написано художником примерно в 1459-1460 годах. В
этой работе художник сочетает строгие канонические правила изображения с
ясностью перспективного построения. Картина написана на тополиной доске
яичной темперой -очевидно, к этому времени художник еще не овладел секретами
масляной живописи, в технике которой будут написаны его более поздние работы.
В сложной пространственной композиции художник запечатлел явление тайны
Святой Троицы в момент крещения Христа. Белый голубь, распростерший крылья
над головой Христа, символизирует сошествие на Спасителя Святого Духа.
Фигуры Христа, Иоанна Крестителя и стоящих рядом с ними
ангелов несколько архаичны по трактовке написаны в сдержанной цветовой гамме.
Это не мешает точному перспективному композиционному построению и тонкой
светотеневой моделировке, создающей ощущение почти скульптурности фигур
персонажей. В том, как художник изображает пейзаж заднего плана, ощущается
влияние нидерландской живописи, в более поздних работах оно станет еще
заметнее. Мюта художника Архангел Михаил, созданная десятью годами позже, чем
Крещение - это левая
створка полиптиха, предназначенного для главного алтаря
церкви Сант-Агостино в его родном местечке Сан-Сеполькро. В ней художник уже пользуется
масляными красками, колорит стал более насыщенным, мягче звучат светотеневые
переходы.
Работа построена на привычных для мастера вариациях
коричневого, синего и белого цветов. Архангел Михаил изображен в одеждах римского
воина. В руке он держит отсеченную голову змея, традиционное символическое изображение
Люцифера, попирая ногами обезглавленное туловище чудовища.
Крещение
|
Марфа Всеволодовна Замкова
http://bibliotekar.ru/
Комментариев нет:
Отправить комментарий