В 1538 году Ганс Гольбейн Младший опубликовал свой Танец Смерти -
произведение, которое заставило современников взглянуть по-новому на
целый жанр средневекового искусства. В работе Гольбейна Смерть все еще
(по традиции Плясок Смерти) агрессивна, тем не менее она уже не танцует с
мертвецами, а вмешивается в повседневную жизнь людей.
В
Средние Века в работах художников доминировала парижская версия Танца
Смерти, но с 1538 года работа Гольбейна становится эталоном. Серия из 41
гравюры на дереве была создана приблизительно в 1526 году и
опубликована двенадцатью годами позже в Базеле. Гольбейн был не первым
кто использовал технику резьбы по дереву вместо традиционной фрески для
создания Танцующей Смерти. Но изменив материал, Гольбейн преобразовал и
нравоучительный потенциалсвоей работы. Теперь люди могли постигать уроки
Смерти в одиночестве, читая книгу, а не толпой разглядывая большую
фреску.
Композиция Танце Смерти Гольбейна тоже изменилась:
Смерть теперь не вела танец, а появлялась в различные моменты
повседневной жизни. Сам Гольбейн жил во времена Реформации и
Крестьянских войн (1524) на юге современной Германии. Его
гуманистические убеждения хорошо просматриваются в созданном им Танце
Смерти, в котором Смерть чаще всегда вершит правосудие, обличая алчность
и злоупотребление властью.За первыми четыремя гравюрами со сценами из Книги Бытия следует изображение группы скелетов играющих музыку. Танец начинается. Первой жертвой становится Папа Римский, а за ним еще 34 жертвы.Гравюры с изображениями Судного Дня и геральдическим знаком Смерти закрывают цикл.
Явление Смерти происходит,
когда Адама и Еву изгоняют из Рая. Снаружи их ждет ликующая Смерть.
Отныне каждый человек должен умереть.
В своей Пляске Смерти Гольблейн часто использует образ песочных часов, символизрующий течение времени. Они впервые появляются в сцене из Бытия, где Адам обрабатывает землю (а Смерть ему помогает), а Ева кормит грудью Каина. В двадцати пяти сценах из тридцати пяти присутствуют песочные часы.
В нескольких картинах
антиклерикализм Гольбейна особенно заметен. Например в сцене с Папой
Римским, который еще не знает, что Смерть пришла чтобы забрать его в
самый важный момент его жизни - во время коронации Императора.
Кроме того, здесь присутствуют два демона, символизирующие искушение тщеславием.
На другой картине Смерть появляется в момент, продажи кардиналом индульгенции.
Епископ выглядит очень растерянным, когда Смерть берет его под руку и ведет сквозь стадо овец.
Смерть душит монаха, который пытается спасти свое богатство, несмотря на то, что давал обет бедности.
Одна из самых ироничных гравюр изображает монахиню, молящуюся в своей богатой комнате и похотливо поглядывающую на любовника. Смерть появляется, туша свечу на алтаре - очевидный намек на судьбу монахини...
Подобные сцены заставляли простого человека смеяться над знакомыми персонажами, но в то же время пробуждали злость и недовольство духовенством. Однако, ни проповедник, ни простой священник не вызывают у Гольбейна сарказма. В то время и в городах, и в сельской местности низшие слои духовенства были симпатичны бедноте, так как были далеки от напыщенности и богатства клерикальной элиты. Симпатия Гольбейна к беднякам особенно проявляется там, где они встречаются с безразличием богачей.
Герцог отталкивает женщину и её ребенка.
Адвокат принимает плату от богатого клиента и не обращает внимание на бедняка рядом с собой.
Демон, символизирующий искушение жадностью взбирается на плечи Сенатору, который игнорирует нищего, позади себя.
Периодически Гольбейн демонстрирует довольно тонкий юмор: так Смерть отбирает у богача сначала деньги, а уже потом душу.
Правосудие и науки Гольбейн тоже подвергает критике. Смерть снимает
корону с Императора, в то время как простолюдин напрасно взывает Его
Высочество к справедливости. Император держит в руке сломанный меч, что
символизирует его неспособность к принятию верного решения.
На другой картине Смерть склоняется над Судьёй чтобы забрать его жезл
- символ судейского долга. Судья же, готовый принять взятку богача,
даже не замечает этого. Для суда деньги значат больше чем справедливость
И бедный всегда проиграет дело.
Смерть появляется между Доктором и его пациентом. Гольбейн, видимо,
пытается донести, что несмотря на все достижения медицины, она не может
предотвратить то, чему нельзя воспрепятствовать: раньше или позже,
Доктор умрет сам. Как и его пациенты.
Рыцарь, Дворянин и Граф, которые прославились в великих битвах
(восновном против крестьян - подавляя бунты), теперь сталкиваются с
гораздо более опасным и непобедимым оппонентом - Смертью. Дворянин
отчаянно пытается защитить себя, но могила под его ногами недвусмысленно
намекает на исход противостояния.
Смерть с легкостью пронзает Рыцаря его же копьем.
Граф убегает в ужасе, в то время как Смерть в одежде крестьянина ломает его гербовый щит.
Тем не менее, Смерть не всегда представлена как вершитель провосудия. Она жестока когда отнимает ребенка у его семьи.
Любопытно, что Смерть у Гольбейна иногда играет роль друга или даже слуги. Так, она помогает Адаму возделывать землю плугом, омывает Королю руки перед едой.
Смерть торжественно сопровождает Старика и Старуху в их последний путь.
На последней картине - Судный День - Гольбейн напоминает нам, что
обрести вечную жизнь можно с помощью Иисуса Христа. Люди, которые верят в
него, преодолевают Смерть.
Ниже приведен список гравюр гольбейновской "Пляски Смерти" (41 гравюра). В оригинале каждая из них содержала также цитату из Библии на латыни.
1 - Сотворение (Creation)
2 - Искушение (Temptation)
3 - Изгнание Адама и Евы из Рая (Expulsion of Adam and Eve)
4 - Адам возделывает землю (Adam tills the soil)
5 - Кости человечества (?) (Bones of all men)
6 - Папа Римский (Pope)
7 - Император (Emperor)
8 - Король (King)
9 - Каридинал (Cardinal)
10 - Императрица (Empress)
11 - Королева (Queen)
12 - Епископ (Bishop)
13 - Герцог (Duke)
14 - Аббат (Abbot)
15 - Аббатисса (Abbess)
16 - Дворянин (Nobleman)
17 - Канонник (Canon)
18 - Судья (Judge)
19 - Адвокат (Advocate)
20 - Сенатор (Senator)
21 - Проповедник (Preacher)
22 - Священник (Priest)
23 - Монах (Monk)
24 - Монахиня (Nun)
25 - Старуха (Old woman)
26 - Врач (Physician)
27 - Астролог (Astrologer)
28 - Богач (Rich man)
29 - Торговец (Merchant)
30 - Моряк (Seaman)
31 - Рыцарь (Knight)
32 - Граф (Count)
33 - старик (Old man)
34 - Графиня (Countess)
35 - Дворянка (Noblewoman)
36 - Герцогиня (Duchess)
37 - Уличный торговец (Peddler)
38 - Пахарь (Ploughman)
39 - Ребенок (Child)
40 - Судный день (Last Judgment)
41 - Герб Смерти (Escutcheon of Death)
источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий