В это воскресенье 1 июня у меня будет экскурсия в Национальную Галерею. Для подготовки к экскурсии, мне очень помогла информация из замечательной книги, серии «Шедевры мировой живописи в вашем доме»
Лондонская Национальная галерея, Марфа Всеволодовна
Замкова
В 1824 году решением британского парламента была открыта Лондонская Национальная галерея. Лондон в ту пору был последней из европейских столиц, в которой еще не существовало художественного музея, открытого для широкой публики. Такие музеи, как Уффици, Лувр и Эрмитаж, возникшие на основе коллекций королей или владетельных князей, были переданы народу в конце XVIII -начале XIX века. В Англии же коллекции монархов все еще оставались их собственностью и украшали лишь королевские дворцы.
Художественные коллекции, доступные для зрителя, были
сосредоточены в трех художественных центрах Англии. В Британском музее,
основанном в 1753 году, можно было любоваться скульптурами, медалями и книгами,
но живописных полотен там было совсем немного. Далиджская галерея,
построенная архитектором Джоном Соуном и открытая для публики в 1814 году,
была, по сути, частным музеем, чья коллекция живописи включала в себя в
основном произведения XVII-XVIII веков. Наконец, была Королевская академия,
основанная в 1768 году как учебное заведение и место проведения выставок.
Однако она не располагала работами крупных мастеров, которые могли послужить
образцами для копирования и источником вдохновения для начинающих живописцев.
Поэтому художественная общественность Британии, страстно желавшая поднять
уровень английской живописи и вообще национальной художественной культуры,
ратовала за создание Национальной галереи, которая по своему уровню
соответствовала бы славе и мощи страны.
Одним из самых ревностных энтузиастов идеи создания
галереи был сэр Джордж Бомон. Он пообещал передать в дар нации свое собрание
картин в том случае, если для его экспонирования будет найдено достойное
место, которое будет открыто для зрителей. Его примеру последовал
коллекционер Холуэл Карр, поставив те же условия. Наиболее известными
полотнами в их коллекциях были картины Рубенса, Каналетто, Рембрандта и
Тинторетто. Бомон и Карр были в числе первых благотворителей галереи, до сих
пор состоящей на две трети из дарений частных лиц.
Поначалу скептически настроенное, правительство вскоре
переменило свою точку зрения и стало всячески способствовать созданию
галереи. Этому помогла выплата Австрией военного долга, а также возможность
приобрести на очень выгодных условиях коллекцию картин финансиста Джона Джулиуса
Ангерштейна, умершего в 1824 году. Палата общин выделила для приобретения
этого собрания 60 000 фунтов стерлингов, создав таким образом основу будущей
Национальной галереи. Она и открыта была именно в доме Ангерштейна и
располагалась там вплоть до 1838 года. Затем галерея была переведена на Трафальгарскую
площадь в здание Британского музея, которое делила с ним около 30 лет.
Начиная с 1870 года здание галереи неоднократно
расширялось. В ходе последней, относительно недавней реконструкции
(1961-1975) к нему пристроили северные крылья с отдельным входом.
Крыло Сентсбери было торжественно открыто самой королевой.
Здесь устроена экспозиция самых старых и ценных картин; в этом же крыле
проводятся временные выставки. В помещении также располагается лекционный зал
и компьютеризированный справочный зал для публики.
Сейчас коллекция старых мастеров в крыле Солсбери усилиями
энтузиастов Национальной галереи продолжает постоянно расширяться - как за
счет передачи картин в дар галерее частными лицами, так и благодаря поддержке
общественных и частных благотворительных фондов. Так, совсем недавно галерея
пополнилась работами Сера, Бермехо, Дюрера, Альтдорфера. Галерея стремится к
пополнению собрания работами итальянских мастеров XIV-XV веков. Итальянская
коллекция располагает картиной Фра Беато Анджелико, прекрасными работами
Антонио Пизанелло и Филиппо и Филиппино Липпи.
Музей сумел собрать в своих стенах богатую коллекцию
венецианской живописи, в которой представлены не только такие художники
первого ряда, как Беллини и Мантенья, но и работы других прекрасных мастеров,
например, Чима да Конельяно и Антонелло да Мессина. Есть в собрании галереи и
ранняя работа Джорджоне, но поскольку в авторстве великого художника нет
полной уверенности, это полотно чаще находится в запасниках.
По сравнению с собраниями Лувра, Прадо и Уффици,
количество экспонатов Лондонской Национальной галереи не очень велико. Но
галерея заслуженно гордится тем, что в ее коллекции представлены шедевры всех
европейских школ с середины XIII до начала XX века. Другой предмет гордости -
собрание работ Тициана, отражающее каждый творческий период великого мастера
- от самых ранних работ (в которых его часто путают с Джорджоне) до поздних
лет творчества.
Галерея, безусловно, проигрывает Прадо по числу картин
испанских художников. Но именно в ее стенах находится самая большая за
пределами Испании коллекция картин Веласкеса, в том числе и его знаменитая
Венера с зеркалом - единственное произведение великого мастера, изображающее
обнаженную натуру.
Музею принадлежит и прекрасное собрание картин Рембрандта,
причем в этих работах отражается вся жизнь великого художника. В галерее есть
Портрет Саскии в костюме пастушки - первой жены Рембрандта, а в скромной
картине Женщина, купающаяся в ручье мы узнаем изображенную мастером Хендрикье
Стоффельс, его вторую жену. Присутствуют в собрании и портреты, написанные
Рембрандтом незадолго до смерти.
Музей обладает богатой коллекцией творений Рубенса:
двадцать четыре картины - это много для самого престижного музея. К тому же
большинство полотен художника, хранящихся в галерее, - это работы последних
лет жизни, когда достигший высшей славы мастер позволил себе писать для
собственного удовольствия и отказался от помощи подмастерьев.
В галерее, естественно, много работ Ганса Гольбейна и Антониса
ван Дейка: и тот и другой были придворными художниками английских королей, и
значительная часть их произведений осталась в Англии. Тут необходимо
упомянуть о роли ван Дейка, как художника, способствовавшего развитию
английской национальной живописи и, в частности, английского портрета.
Энтузиастам галереи удалось собрать достойную коллекцию
работ «Малых голландцев». В ней есть и Адриан ван Оста-де, и Питер де Хох, и Герард
Терборх. Галерея богата прекрасными пейзажами Якоба ван Рейсдаля.
Хранятся в галерее и шедевры, которые были бы драгоценны
для любого музея мира, - это произведения Иеронима Босха, Питера Брейгеля
Старшего, Франса Хальса, Яна Вермера Делфтского.
Французская живопись представлена в Лондонской
Национальной галерее необычайно разнообразно. В собрании много работ Пуссена
и Лоррена, представляющих академическую линию развития французской живописи.
Но в галерее есть и работы братьев Лененов, изображающих нищету французских улии
с правдивостью, свойственной их кумир, Караваджо.
В коллекции галереи прекрасно представлен французский
парадный портрет. Здесь и работа Филиппа де Шампеня, изображающая кардинала
Ришелье, и прекрасный парадный портрет Антуана Пари кисти Гиацинта Риго -
официального портретиста уже немолодого Людовика XIV.
XVIII век считается золотым веком французской галантной
живописи. Это полные тихой грусти сцены Антуана Ватто и эротические
толкования мифологических сюжетов Жана Оноре Фрагонара, и морализирующая
живопись Никола Ланкре, и нежные, приведшие в восторг Салон в 1755 году,
воздушные барышни Жана Батиста Греза, и по-настоящему прекрасная в своей
демократичной простоте живопись Жана Батиста Шардена.
На рассвет английской живописи было отпущено немного
времени. От прекрасных, немного консервативных работ Хо-гарта до пейзажей
Тернера, уже смотрящих в живопись будущего века, прошло всего сто лет. Но за
это столетие английские художники успели сделать многое. Среди их достижений
и прекрасные парадные портреты сэра Джошуа Рейнолдса, первого президента
Английской художественной академии, и работы гениального Томаса Гейнсборо,
сумевшего с удивительным проникновением соединить в своих творениях пейзаж с
изображением человека. Английское искусство было бы неполным, если отнять у
него бесчисленные изображения лошадей, в том числе мастерски выполненные
художником и профессиональным коневодом Джорджем Стаббсом. Величие английской
живописи не понять без парадных портретов работы Томаса Лоуренса и
изумительных пейзажей Джона Констебла, в которых отразилось все, что есть
прекрасного в природе Британских островов.
Французская художественная школа представлена в Лондонской
Национальной галерее портретами кисти Энгра и Давида, работами Делакруа и
Курбе потрясающими зрителя цветовой насыщенностью и жизненной силой,
проникнутыми лиризмом нежными пейзажами Коро и Добиньи. Эти двое - яркие
представители товарищества художников, которых называют Барбизонцами - по
месту, где они чаще всего писали свои полотна.
Галерея обладает также прекрасной коллекцией
импрессионистов: Клода Моне, Эдуарда Мане, Огюста Ренуара, Альфреда Сислея и Камиля
Писсаро, которую продолжает пополнять за счет частных дарений.
Все картины, принадлежащие Лондонской Национальной
галерее, как правило, выставляются не по национальным или местным школам, а в
хронологическом порядке. Такой принцип позволяет увидеть творческую связь
художников различных стран и школ в пределах одного периода. Этому же
способствуют и часто проводимые здесь выставки художественных шедевров из
других музеев мира.
Расположенная в центре Лондона, Национальная галерея
продолжает дело своих основателей. Она дарит посетителям возможность
насладиться любованием бессмертными творениями мастеров живописи разных
периодов и направлений, стран и эпох. И тщательно хранит их для грядущих
поколений.
Марфа Всеволодовна
Замкова
Комментариев нет:
Отправить комментарий