Картина Серебряковой: Кормилица с ребёнком
Серия работ Зинаиды Серебряковой (1884-1967) с нагими фигурами женщин просто восхитительна, составившие в
значительной степени ее славу.
Это поистине плоть от плоти нашей. Здесь та грация, та нега, та какая-то
близость и домашнесть Эроса, которая все же заманчивее, тоньше, а
подчас, и коварнее, опаснее, нежели то, что обрел Гоген на Таити и за
поисками чего вслед за Лоти отправились рыскать по всему белому,
желтому, черному свету блазированные, избаловавшиеся у себя дома
европейцы (Статьи и воспоминания Александра Бенуа, 1932).Зинаида Серебрякова как художница обнаженной натуры занимает особое
место в истории искусства. Она не получила систематического образования,
дававшего навыки в изображении тела, она имела природный "вкус" к этой
теме. Она изучала коллекции Лувра и делала наброски с работ известных
мастеров живописи. Не стесненная рамками "школ", художественных
объединений и требованиями вкусов времени, Серебрякова, жившая вдали от
столиц и музеев, творила чутко реагируя на идеи, витавшие в воздухе. При
этом традиции классического искусства она воспринимала как современные,
живые, не утратившие силы.
Картина Серебряковой: Баня
Сегодня творчество Серебряковой изучено вроде бы вполне достаточно. Изданы альбомы, монографии, переписка художницы. Но все же остается необнародованным множество картин и графики, «рассыпанных» по частным коллекциям, и потому каждый год приносит новости. Например, пару лет назад в России впервые показали серию из шести аллегорических панно, которую Серебрякова написала более 70 лет назад для виллы одного из своих французских почитателей. Наследники заказчика долго держали единственную из воплощенных монументальных работ художницы в тайне. Серебрякова в монументалистике - это вообще открытие, считает искусствовед петербургского Русского музея Евгения Петрова.
Еще и потому, что эти работы подтверждают ее блестящее мастерство в столь сложном жанре живописи, как «обнаженная натура». "В России вообще жанр «ню», пожалуй, был характерен только для салонных работ представителей Академии художеств, - отмечает Евгения Петрова. - А вот в русской реалистической живописи это было достаточно редко. И Серебрякова в этом смысле уникальная художница".
Картина Серебряковой: Девушка заплетающая косу
Картина Серебряковой: Купальщица
Картина Серебряковой: Лежащая обнажённая
Картина Серебряковой: Обнажённая с вишнёвой накидкой
Картина Серебряковой: Обнажённая натура
Картина Серебряковой: Лежащая марокканка
Картина Серебряковой: Девушка из Марракеша
Серебрякова Зинаида. Обнаженная.
Балетная уборная
Обнаженная. 1920
Серебрякова З.Е. Лежащая обнаженная портрет Неведомской 1935
Серебрякова З. Е. Выходящая из ванны 1928
Серебрякова З.Е. Диана и Актеон 1916-1917
Серебрякова З.Е. Купание. 1917
Серебрякова З.Е. Обнаженная натура 1927
Серебрякова З.Е. Обнаженная натура 1929
Кроме того любимой темой стали и страны
Востока: Индия, Япония, Турция. Она аллегорически представила эти страны
в виде прекрасных обнаженных женщин. К сожалению большая часть картин
Зинаиды Серебряковой осела в частных коллекциях и не всегда доступна для
просмотра.
Серебрякова З.Е. Отдыхающая негритянка. Марракеш. 1928
В 1916 году А. Н. Бенуа
была поручена роспись Казанского вокзала в Москве, он привлёк
к работе и Зинаиду. Художница занялась темой стран Востока:
Индия, Япония, Турция. Она аллегорически представила эти страны
в виде прекрасных женщин. Одновременно она начала работу над
композициями на темы античных миров.
Серебрякова З.Е. Индия (1) 1916
Серебрякова З.Е. Индия (2) 1916
Серебрякова З.Е. Сиам (1) 1916
Серебрякова З.Е. Сиам (2) 1916
Серебрякова З.Е. Япония (Одалиска) 1916
Серебрякова З.Е. Турция (Две одалиски) 1916
Серебрякова З.Е. Турция. 1915-1916
"Что же в
ее творчестве так неодолимо привлекает тысячи зрителей? Чем оно так
радостно их волнует? Волнует оно жизнедарительным духом любви, любви
эротической и вместе с тем безгрешной. У Серебряковой эрос легкий,
воздушный, незримо проникающий все ею сотворенное. Привлекает гармония
здоровой блаженной женственности - и при этом женственности вовсе не
первобытной. Серебрякова - это недолговечное чудо равновесного согласия
природы и культуры. На земле она видит только райски радостное,
прекрасное, детское. В ее мире нет ни трагедий, ни муки, ни смерти.
И это -
среди ужасов двадцатого века! Какая удивительная благодать была
ниспослана ее южным глазам! В трагической современности им было дано
прозревать отблески вечной красоты. Наверное, так видели мир - где-то,
когда-то - молодые счастливые матери. В своем творчестве Зинаида
Серебрякова не гневается, не обличает, не скорбит. Она любовно
любуется."
("Ода Зинаиде Серебряковой" Ю. М. Денисов)
Комментариев нет:
Отправить комментарий