Приемы в живописи - Тромплей

 Обман зрения

 Я хочу затронуть тему живописного приёма под названием Тромплей (Тромплей (фр. trompe-l'il, «обман зрения») — это технический приём в искусстве, целью которого является создание оптической иллюзии того, что изображённый объект находится в трёхмерном пространстве, в то время как в действительности нарисован в двухмерной плоскости.) В последнее время стало модным понятие 3D, однако кроме самого названия ( не учитывая современных технологий) в принципе ничего не изменилось. Этот приём использовался уже в Древней Греции и Древнем Риме. Типичный пример античного тромплея — настенное изображение окна, двери или атриума для создания ложного эффекта того, что комната больше, чем она есть.
В одной из популярных древнегреческих историй рассказывается о споре между известными художниками. Зевксис создавал настолько реальные и убедительные картины, что птицы прилетали и клевали нарисованный виноград. Зевскис спросил своего соперника Парразия (Parrhasius), можно ли ему скинуть изорванную в лохмотья штору с картины, чтобы оценить её. Но обнаружил, что эта штора нарисована. Так Зевксис вводил в заблуждение птиц, а Парразий ввёл в заблуждение Зевксиса.


Действительно, не избалованному обывателю средневековья это творчество казалось чем то запредельным и мистическим, поэтому служители культа сразу взяли себе это на вооружение. Много работ древних мастеров и по сегодняшний день радуют глаз и поражают наше воображение. С пониманием законов перспективы итальянские живописцы позднего кватроченто, как Андреа Мантенья и Мелоццо да Форли, начали рисовать стены и своды, в основном фрески, с использованием законов перспективы для создания эффекта увеличения пространства. Этот тип тромплея известен как di sotto ins, сверху дальше в переводе с итальянского.

Потолочные фрески работы Андреа
Мантеньяв Камере дельи Спози в мантуанском Палаццо Дукале
Особое место хочу уделить итальянскому живописцу и архитектору представителю барокко Андреа дель Поццо (1642-1709 гг). Работал в Милане и Пьемонте, Риме (1681-1702), затем в Вене. Мастер монументальной живописи барокко, Поццо создавал виртуозно-эффектные иллюзионистические росписи церковных и
светских интерьеров, в которых исчезает граница между реальной и живописной
архитектурой, стенами и сводами, подлинным и “нарисованным” лепным декором
(фрески в римских церквах Сан-Франческо ин Мондови, 1676-1679, и Сант-Иньяцио в Риме, 1685-1699; в зале Геркулеса дворца Лихтенштейн в Вене, 1704-1707).Около 1665 Андреа дель Поццо вступил в орден иезуитов. Генеральный  Настоятель Общества иезуитов Олива, утонченный и высокообразованный  человек, любил искусство. Во время его пребывания на посту генерала иезуиты Рима полностью приняли стиль барокко. Он деятельно поддерживал три великих работы по искусству: завершение церкви Святого Андрея на Квиринале, украшение Гезу и роспись Святого Игнатия. Шедевр его таланта — потолок церкви Святого Игнатия Лойолы в Вечном
городе. Храм освятили в 1662 году, но на строительство купола у ордена иезуитов не хватило денег. Выгоднее оказалось пригласить брата-иезуита Поццо, чтобы тот на полотне диаметром 17 метров создал умопомрачительную иллюзию свода несуществующего купола с изображением Апофеоза Святого Игнатия. В пол чудо-храма вмонтирован белый камень, означающий место, с которого иллюзия на фальшпотолке лучше просматривается.








Купол Иезуитской церкви в Вене
работы художника Андреа Поццо (1703)


Вот ещё несколько примеров неординарных работ


 Убегающая критика, Пер Боррель дель
Касо, 1874

 Reverse Side of a Painting,
1670,

Edward Collier

Paolo Veronese, 1560-1561

Antonello da Messina, Salvator Mundi,
1465

William Michael Harnett, The Faithful
Colt, 1890

Henry Fuseli, 1750
А вот прекрасный примет реалистичной скульптуры

Мраморный бюст с прозрачной
вуалью, ХХ век, Музей Бэнкфилда

Один из авторов этого стиля — Хогстратен Самуэл Ван, голландский художник, ученик Рембрандта. Отказавшись от драматического стиля  своего учителя, он увлекся иллюзионистическим воссозданием реальных предметов и пространства в технике живописи. Хогстратен рисовал
картины в стиле тромплей и изготовлял так называемые «волшебные ящики» — коробки с нарисованным внутри на их стенках вещами, с альковами и анфиладами комнат, видимых в дверные проемы. Один из таких ящиков сейчас находится в Лондонской национальной галерее.

Сегодня этот эффект особенно любят в знаменитой компании
Cappellini — например, они выпустили кресло с «рассыпанным» по нему содержимым дамской сумочки, которое так и хочется сдвинуть в сторону, прежде чем сесть.Дизайнер и модельер Пол Смит придумал легкие современные белые стулья для столовой, на каждом из которых есть следы «пиршества» —пятна, кусочки блюда, «забытые вилки» с намотанными на них  спагетти.

Одно из достоинств приема — то, что он относительно недорог и позволяет скрыть любые дефекты и неровности. Длинные коридоры и «слепые» комнаты без окон с его помощью превращаются в просторные  холлы и терассы, залитые солнечным светом.

В роли тромплея в твоей квартире могут выступать и обыкновенные фотообои, зрительно раздвигающие пространство — например, с фальшивым окном или дверью в сад, либо с изображением, например, солидной библиотеки со старинными кожаными фолиантами.



В общем этот стиль - "не паханое поле".  Каждый найдёт здесь своё.
Сделаем нашу жизнь ярче!


Комментариев нет:

Отправить комментарий