Лондонская Национальная галерея
Зал 8 http://www.nationalgallery.org.uk/visiting/floorplans/level-2/room-8
Марфа Всеволодовна Замкова
http://bibliotekar.ru/
Зал 8 http://www.nationalgallery.org.uk/visiting/floorplans/level-2/room-8

Проповедь Святого
Иоанна Крестителя
Жизнь Рафаэля Санти (Раффаэлло Санти;1483-1520) была
непродолжительной, но и отпущенного судьбой времени оказалось достаточно для
того, чтобы о нем вспоминали как об одном из великих мастеров Высокого
Возрождения. Рафаэль родился в Урбино. Его отец - художник Джованни Санти,
привил своему сыну первые навыки творчества, после чего тот поступил в
ученики к Перуджино, известному живописцу, имевшему мастерские как в Перудже,
так и во Флоренции. Именно под влиянием Перуджино с ранних лет сложилось
лирическое дарование Рафаэля.
В двадцатилетнем возрасте он работал вместе с Пинтуриккьо
в Сиенне, а затем перебрался во Флоренцию. Здесь произошло его знакомство с
работами старых и современных ему мастеров. Основываясь на этом богатейшем
опыте, Рафаэль овладел различными манерами живописи и сумел создать свой
неповторимый художественный стиль - возвышенный, ясный и чистый. Переломным
моментом в творчестве Рафаэля был его приезд по приглашению папы Юлия II в
Рим, где, начиная с 1508 года, он занимался росписями залов в Ватикане.
![]()
Распятие с Девой
Марией, святыми и ангелами
Важную роль в этом приглашении сыграла рекомендация
архитектора Браманте, работавшего в то время над сооружением собора Святого
Петра. Умер Рафаэль там же, в Риме, на следующий год после смерти кончины его
старшего современника Леонардо да Винчи. Его внезапная смерть прервала
соперничество двух великих мастеров, принимавших участие в создании и
украшении Ватикана - Рафаэля и Микеланджело, который был тоже старше Рафаэля,
но после его смерти прожил еще много лет.
Хранящееся в Лондонской Национальной галерее Распятие с
девой Марией, святыми и ангелами, или, как еще называют картину - Распятие Монд,
написано Рафаэлем в 1503 году и относится к его ранним работам. В ней еще
очень заметно большое влияние его учителя Перуджино - по тому, как Рафаэль
рисует головы святых, как их причесывает, в какие одежды их одевает.
Искушенный зритель ясно ощущает, что картина -подражание кому-то, и,
догадываясь кому, испытывает при этом некоторое сожаление.
![]()
Сон рыцаря
За свою жизнь Рафаэль написал несколько замечательных
образов Девы Марии, наиболее знаменитым из которых является Сикстинская
Мадонна. Она была написана для папской капеллы в Ватикане и сейчас хранится в
Дрезденской галерее. Мадонна с Младенцем и маленьким Иоанном Крестителем тоже
была создана в Риме, но уже в период творческой зрелости художника, в
1509-1510 годах, когда он работал и над фресками. Эта небольших размеров
доска содержит в себе несколько символов (гвоздика, деревянный ящик), которые
традиционно относятся к Страстям Господним. Задумчив и прекрасен лик
Богоматери, весь образ которой - само совершенство.
Совсем маленькая картина Сон рыцаря дает представление о
раннем творчестве Рафаэля, когда ему было немногим более двадцати лет. Юному
рыцарю на этой картине, как и самому молодому художнику, грезятся сладкие
сны. Но даже и во сне приходится делать непростой выбор - между книгой и
цветком, между тяжким и легким жизненным путем.
К этому же периоду относится и картина Проповедь Святого
Иоанна Крестителя. Исследователи предполагают, что это единственное дошедшее
до нас изображение из пределлы (нижней створки алтаря) Мадонны Ансидеи в Перудже.
Декоративная манера письма и некоторая схематичность в построении композиции
напоминают о том, что молодой Рафаэль в эту пору находился под влиянием
своего учителя Пьетро Перуджино.
Мадонна с
Младенцем и маленьким Иоанном Крестителем
|

Марфа Всеволодовна Замкова
http://bibliotekar.ru/
Комментариев нет:
Отправить комментарий