«Пикассо и британские модернисты»
Tate
Britain, Лондон, до 15 июля 2012
Сегодня
это кажется странным, однако британцы
стали обращать серьезное внимание на
творчество Пабло Пикассо (Pablo Picasso) лишь
в 30-е годы прошлого века. Именно тогда
его работы появились в собраниях таких
коллекционеров, как Хью Уиллоби (Hugh
Willoughby) и Дуглас Купер (Douglas Cooper), а также
в собрании музея Тейт. Первую покупку
работы Пикассо музей совершил в 1933 году:
для коллекции приобрели далеко не самую
яркую во всех смыслах работу испанца
1901 «Цветы» (1901).
По словам художника
и критика Джона Голдинга (John Golding), кубизм
был «величайшей художественной революцией
со времен итальянского Ренессанса».
Однако
собственно кубистскую работу Пикассо Тейт приобрел лишь в 1949 году — впрочем, тогда же телеканал BBC показал известную трансляцию из Академии художеств,во время которой президент Академии отозвался о художнике весьма презрительно.
Британцы привыкали к
нонконформисту Пикассо с большим трудом.
Ивлин Во заканчивал свои письма
восклицанием «Смерть Пикассо!», Черчилль
грозился дать ему пинка, а Гилберт Кийт
Честертон в 1910 году охарактеризовал
рисунок художника как «лист бумаги, на
который м-р Пикассо случайно пролил
чернила, после чего попытался стереть
их ногами». В 1921 году галерея Leicester
провела выставку испанца в Лондоне и
заработала на продаже его работ лишь
92 фунта. Самая дорогая картина на
выставке, «Женщина в кресле», стоила
780 фунтов.
В 1938 году написанное
годом ранее полотно «Герника» привезли
в Англию в рамках кампании по сбору
средств и вещей для республиканцев,
участвующих в гражданской войне в
Испании. Тогда эту работу увидел отец
Дэвида Хокни, который пожертвовал в
фонд помощи республиканцам несколько
пар обуви.
Можно списать долгую
раскачку британских любителей искусства
на хрестоматийный британский консерватизм,
однако когда Тейт в 1960 году наконец
показал знаменитую ныне ретроспективу
Пикассо, которую теперь британские
журналисты именуют «первым арт-блокбастером»,
за два месяца ее посетили 460 тысяч
человек.
До выставки британские
художники долгое время знакомились с
творчеством Пикассо только в Париже
или в весьма ограниченном числе лондонских
галерей, таких как Grafton, Mayor и уже
упоминавшаяся Leicester. Воздействие классика
на умы определялось тем, в каком стиле
работал Пикассо, когда происходила
«встреча» того или иного художника с
его работами, так что Пикассо Данкана
Гранта (Duncan Grant) — кубист, тогда как
Пикассо Френсиса Бэкона (Francis Bacon) —
сюрреалист. Помимо произведений названных
художников, в выставке, проходящей в
залах Тейт, участвуют также работы Бена
Николсона (Ben Nicholson), Генри Мура (Henry
Moore), Уиндема Льюиса (Wyndham Lewis) и Грэма
Сазерленда (Graham Sutherland).
Мур перенял у Пикассо
монументальность: массивными женскими
ню в неоклассическом стиле, созданными
Пикассо в 1920-е годы, вдохновлены муровские
«полулежащие фигуры», а свойственная
Пикассо чистота линий прочитывается и
в лучших рисунках Мура. Такое ощущение,
что из всех художников, представленных
на выставке, Мур наиболее смело напрямую
заимствовал идеи Пикассо, вероятно
потому, что был не живописцем, а
скульптором. Стоит отметить и Дэвида
Хокни (David Hockney), влияние Пикассо на
творчество которого также огромно.
Впрочем, Хокни, как всегда, стоит несколько
особняком от остальных своих коллег:
кажется, что он обязан Пикассо всем и
одновременно ни капли на него не походит.
Сам
Пикассо впервые посетил Великобританию
в 1919 году с труппой Сергея Дягилева
(художник работал над декорациями и
костюмами к балету «Треуголка»), хотя
традиционно считается, что он собирался
сделать это еще в 1900 году, но несколько
«подзадержался» в Париже. Английскую
культуру Пикассо любил с детства: эту
любовь ему привил отец, у которого даже
было прозвище «Англичанин».
Куратор
выставки Крис Стивенс (Chris Stephens) рассказал,
почему ограничился при создании
экспозиции избранным набором имен:
«Энтони Каро (Anthony Caro) создал ряд работ,
напрямую отсылающих к кубизму, британские
скульпторы 1980-х, такие как Ричард Дикон
(Richard Deacon) и Билл Вудро (Bill Woodrow), использовали
технику ассамбляжа, которая без Пикассо
была бы невозможна. Однако к тому времени
влияние его уже становится настолько
всеобъемлющим, преломленным сквозь
видение нескольких поколений художников,
что говорить о нем представляется
бессмысленным».
Комментариев нет:
Отправить комментарий